Нравственно – патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. Кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколениями, может любить Родину, стать подлинным патриотом. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков.
Работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
· Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
· Уважения к людям труда;
· Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
· Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
· Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
· Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
· Расширение представлений о России, её столице;
· Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в игре, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребёнке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для проведения данной работы необходимо:
· Создать благоприятные материально – технически и социальные условия;
· Обновить содержание образования, провести отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
· Обеспечить последовательное формирование духовного мира человека;
· Проводить работу по данному вопросу с семьёй, опираясь на её традиции и опыт.
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Н.А.Добролюбов считал, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Чувство Родины – отношение ребёнка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои Казки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине. В этом плане большую помощь в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников может оказать программа О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен прежде всего сам хорошо знать его. Он должен продумать, что целесообразно показать т рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, замечательно и народное творчество. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Рассказывая о родном городе, покажите ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по темам «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причём темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Систематическое изложение материала сознательно идёт от близкого и понятного ребёнку к более сложному и определяется возрастными особенностями детей.
Кроме того, необходимо использовать «принцип спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания.
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. При этом, умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.
Основная форма работы – тематические занятия. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Скачать файл