Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

     Персональный сайт воспитателя

   Макареевой Натальи Александровны
игрушка анти иргр

 

 

   Игрушка – великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям.

   Игрушка – инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребёнка, она же показатель тенденций развития самой культуры – для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону.

 Игрушка для ребёнка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир. Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия.

   Наши дети разучиваются конструктивно играть. Прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому, которая не прерывалась даже во время войны, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже: «качество» игр стремительно падает. Всё больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих на последней грани игры, и всё чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнём, взрывами, мучительством животных и людей, бессмысленное разрушительство и т.п. совсем исчезли групповые игры такие как – казаки - разбойники, жмурки, лапта и прочие детские радости. Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора – величайшего богатства нашей культуры – сохранялись на протяжении веков, передаваясь из уст в уста. По свидетельству исследователей, некоторым известным детским играм не одна тысяча лет.

 Полезная игрушка – та, что решает собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и сорадости.

Что же опасного может быть в игрушке? Любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребёнок в игре ведёт себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведёт само себя когда – нибудь в той или иной ситуации.

В начале 20 века популярным сюжетом был образ русского воина – победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания: некоторые специалисты  требуют запретить продажу военных игрушек в России, утверждая, что эти игрушки, стимулируют насилие и агрессию.

   Смогут ли наши мальчики стать защитниками Родины, будучи лишены игрушечного оружия. Мы помним историю русского воина князя Святослава, который уже в два года не выпускал из рук деревянный игрушечный меч. Мы знаем защитников – русских святых  Александра Невского, Дмитрия Донского, новопрославленного праведного Феодора Ушакова и множество других, « за Отечество живот свой положивших».

Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью, с нашей культурой. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах.                                                                                                

   От американских игрушек страдают и маленькие американцы. В 2009г. был опубликован рейтинг самых опасных игрушек в истории США:

1.       Дротики для метания на дальность (6 тыс. травм детей)- сняли с производства.

2.       «Лаборатория исследования атомной энергии с ураном – 238» набор для юных химиков с описанием простейших опытов с радиоактивными частицами. Через несколько десятилетий выяснилось, что уран -238 вызывает рак, лейкемию и др. тяжёлые заболевания.

3.       Мини-гамак, который почти задушил  десятки детей.

4.       Кукла, которая умела жевать, её предлагалось кормить специально изготовленной пластмассовой пищей. Однако ей по вкусу пришлась не только пластмассовая еда, но и пальчики её маленьких хозяев.

5.       «Небесная танцовщица»- фигурка крылатой феи была установлена на красивой подставке. Фею приводил в движение мощный электромотор, куколка начинала грациозно крутиться на одной ножке и махать крылышками. Если ребёнок имел неосторожность коснуться феи, это приводило к тяжелым последствиям – сломанным ребрам, выбитым зубам, глубоким ранам на теле.

6.       «Пистолет-пряжка» - в пряжку для ремня был вмонтирован игрушечный пистолет, стреляющий пистонами. Если сытно пообедать, живот давил на ремень и оружие срабатывало, причиняя ожоги.

Эти игрушки имеют чудовищные последствия для ребёнка, и они зримы, их можно подсчитать. А как увидеть опасность, исходящую, например от такой игрушки, которую можно назвать пособием для Джека - потрошителя до 16 и старше? Реклама - это набор игрушек позволит детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо зелёненького посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезёнку, желудок, печень и т.д. и разложить по коробочкам.

Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: телепузики, покемоны, корпорация монстров и другая нечесть. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими и американскими психологами, приносят разработчикам огромные доходы.

«Волна телепузиков», в недалёком прошлом захлестнувшая детское сознание, оставила в нём неизгладимый след. Дети до сих пор о них помнят, хотя передача уже не выходит в эфир. Что в них плохого? Это человекообразные существа «невиданной породы». У телепузиков нет никаких человеческих эмоций. Большой живот – телевизор, огромный рот. Они существуют в стерилизованном мире, без общения и взаимодействия. В течение дня они заняты тем, что беспорядочно и безостановочно называют свои имена, отдельные слова, прыгают, хихикают причём без малейшего повода.  Это всё оставляет след в голове у маленьких зрителей, которые вслед за ними начинают кривляться, гримасничать, бессмысленно смеяться, умножая всю эту чушь. По идее, в каждой детской передаче должна быть новая информация, которая учит чему – то конструктивному и интересному. Чему учит эта передача и её герои? Ничему хорошему. С их помощью детям внушают отсутствие в мире каких-либо ценностей. Эта передача прекратилась. Однако телепузики всё ещё живы. Стоит зайти в любой магазин, и вы увидите тетради, ручки, ранцы, одежду и прочие вещи, на которых они изображены. И конечно, огромное количество игрушек – кукол различных размеров. «Телепузиковое безумие» продолжается. Дети копируют манеру поведения и лексику телепузиков. Эти роботоподобные трансформеры никак не способствуют гармоничному развитию и нравственно-духовному здоровью ребёнка. Вы ведь хотите, чтобы ребёнок был отзывчивым, сердечным, понимал чувства других людей и ваши собственные переживания. У роботов ничего подобного нет и быть не может.                                                                                                                             Кроме того, появились игрушки, которые реализуют такие потребности ребёнка, как быть сильным, взрослым, могущественным. Это – черепашки – ниньзя, трансформеры – роботы, разные бэтманы, человек – паук и другие монстры. На самом деле, эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни с более слабыми – животными или маленькими детьми. Семилетний мальчик – любитель подобных игрушек – в деревне ловил цыплят и, собрав малышей 4-5 лет, на их глазах отрывал цыплятам головы. Ребёнок, окруженный пластмассовыми  бэтманами, человеками – пауками, киборгами и трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями инокультурного мира и утраченного способности к состраданию, сочувствию, милосердию.      

  Покемон в переводе – карманный монстр, т.е. нечисть, маленький бес. Это существо не имеет аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных животных. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но если зайчик будет ярко-жёлтого цвета, окажется способным бить током, как электрический скат, то он уже называется покемоном Пикачу. Неестественность, коварство и агрессивность – вот что присуще всем покемонам. Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал более чем у 600 детей различные психические расстройства. Фильм был снят с показа, его слегка переделали и… продали в Россию. Наши дети очень полюбили покемонов и до сих пор носят их на одежде, едят их в виде сладостей, читают о них в книжках и требуют у родителей покупать эти игрушки. Посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребёнка в волшебстве и сказке. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не забава. Именно она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия о добре и зле, даёт яркие, запечатляющиеся их образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально – нравственных представлений человека.

Настольные игры – добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. Новые игры: «Пираты», «Завоеватель», «Повелитель вселенной» - ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни, тщеславия на фоне ложной романтики; мир бизнеса (деньги, рынок, недвижимость, банки), в которых поощряется страсть к наживе, скверноприбытчеству, культивируется обман и мошенничество. Сравнительно недавно появились настольные игры: «Коммерсант», «Оптовичёк», «Рынок», «Весёлый бизнесмен». Это так называемые экономические игры, изготовленные в соответствии с евростандартом. Шестилетние  игроки, согласно инструкции, становятся владельцами строительных компаний и соперничают друг с другом, стараясь получить как можно больше прибыли (отняв её у партнёра). Цель игры – стать успешным и удачливым (за счёт неуспеха и неудачи всех остальных). Эти игры – подлинная кузница кадров, юная смена для Березовского и Абрамовича.

Преимущество настольных игр перед многими другими в том, что они предусматривают совместную деятельность нескольких участников, а значит, дают ребёнку возможность позитивного общения со сверстниками. К перечисленным выше настольным играм это не относится.

Самое главное назначение мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Поэтому наши маленькие детки так любят пушистых зверят, но что продаётся в отделе мягкой игрушки? Существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одно из них не хочется взять в руки, погладить.

К счастью в магазинах изредка появляются персонажи всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филя, Степашка, Хрюша и Каркуша. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости, дружбе, учат не  обманывать и не предавать, не быть жестоким и безразличным и многому другому. И всё это рассказывается в эмоциональной и доброжелательной, понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь, детскую непосредственность и чистоту. Поэтому присутствие в детской комнате хотя бы одного из этих героев привнесёт в неё частичку тепла и нежности.

                

Как провести самостоятельно экспертизу игрушки

 

Каждый из вас должен стать экспертом по игрушкам для собственных детей. При покупке игрушек Вы должны руководствоваться определёнными требованиями и принципами.

Медицинские и экологические требования.

Из чего сделана игрушка? Особенно это касается игрушек для самых маленьких, впрочем, и дети постарше часто склонны целовать любимую игрушку, брать в рот, укладывать с собой в постель. Вы должны быть уверены в том, что материалы, из которых сделаны игрушки, имеют надёжный сертификат качества и соответствуют необходимым стандартам. Требуйте этот сертификат качества при покупке в магазине (он должен быть), на рынке вы рискуете купить игрушки вредные, прежде всего, для здоровья. Спрашивайте, из какого материала сделана игрушка. НИКОГДА не покупайте игрушку из дихлорполиуритана – он ядовит! Проверьте крепость мелких деталей, прочность меха, устойчивость краски, отсутствие запаха. У мягкой игрушки – зверушки проверьте глаза – нормального ли выражения, нос – прочно ли приклеен. Покрутите руки – ноги – хвосты – лапы. Будьте придирчивы, не идите на поводу у продавцов и собственного ребёнка.

Педагогические требования.

Чему научит игрушка? Какие разовьёт умения, творческие способности? Может быть, она повеселит, позабавит вашего малыша - (как юла, погремушка, заводная лягушка и т.п.), или поможет ему выработать терпение и координацию движений (как пирамидка, мозаика, велосипед), или укрепит физически (мяч, обруч, кегли), выбирая игрушку, подумайте, какие свойства характера присущи и каких качеств не хватает вашему ребёнку: смелости, или сдержанности, коммуникабельности или терпения. Какая игрушка могла бы помочь вашему ребёнку справиться с его недостатками? Смотрите обязательно на инструкцию и установленный возрастной ценз – для какого возраста предназначена игрушка.

Психологические требования.

Что несёт в себе игра, игрушка, каков её смысл? Какие чувства пробудит игрушка у вашего ребёнка – нежность, доброту, заботу, терпимость или противоположные – агрессию, злость, раздражение? Даёт ли возможность коллективного использования – совместной деятельности группы детей или взрослого и ребёнка (настольные или спортивные игры, конструктор )? Ведь именно в совместной деятельности складывается умение вашего ребёнка сотрудничать – соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать. Хороши игрушки полифункциональные. Если это машина, то такая, которую можно разбирать, нагружать, разгружать и т.д.

Эстетические требования.

Соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармонии или вырабатывает дурной вкус? Сегодня продаётся огромное количество демонически тёмных, чёрных игрушек, или серых, фиолетовых – чего вообще не должно быть, потому что, скажем, фиолетовый цвет – это цвет депрессии. Не стоит покупать игрушки неестественных ярких, кричащих расцветок, ядовитых тонов.

Духовно – нравственные требования.

Какие ценности транслирует игрушка, способствует ли она формированию морального сознания, совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам? Она может научить ребёнка интеллектуальным навыкам, например, счёту, но нести при этом отрицательный нравственный заряд. И наоборот, может развивать его способности, а также нежность, заботливость, милосердие. Это самый важный воспитательный критерий, к сожалению, трудно определяемый. Ориентируйтесь на вашу интуицию. Важно чтобы игрушка принесла в дом радость и стала посредником в вашем духовно – нравственном взаимодействии с малышом.

  И, наконец, прежде чем дать игрушку ребёнку, вымойте её (если это возможно).

НИКОГДА:

·                   не покупайте вашему ребёнку игрушки, как только он этого захотел;

·                   не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше, пусть ребёнок будет утопать в них»;

·                   покупая игрушки, не обращайте внимания ребёнка на то, что ни у кого из его друзей таких «классных» игрушек нет;

·                   не подчёркивайте всякий раз, что, хотя  ребёнок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки;

·                   не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину;

·                   не надо запрещать ребёнку делиться игрушками со сверстниками;

·                   если с прогулки ваш ребёнок принёс новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.

В противном случае вы можете надеяться на то, что воспитаете своего ребёнка настоящим (эгоистом и циником).

 

Литература:

Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка – М.: лепта Книга, 2010.

 

 

Скачать файл

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"