«Воспитание детей посредством чтения книг о животных».
Любовь к животным — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее.
В отличие от взрослых, ребёнку контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Жестокий поступок по отношению к животному воспринимается ребёнком как тяжёлая драма. Если дома ребёнок ухаживает за животным, то у него постепенно сформируются и сострадание, и сочувствие, и, конечно, любовь к питомцу. Нужно только постоянно внушать детям, что мы ответственны за тех, кого приручили. Отзывчивость, милосердие, доброта, сострадание к ближнему закладываются в раннем детстве. Если ребенок не приучен жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно в нем будет воспитать эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Одним из путей воспитания в детях доброты является воспитания у них бережного отношения к природе, в частности к животным. Потрогав и погладив собаку или кошку, маленький человечек уже не возьмет палку, чтобы ударить их. Бесценно воспитание у ребёнка благоговейного отношения к жизни любого существа, к жизни, которую легко можно отнять, но которую никто не сможет даровать вновь.
Надо постараться помочь детям найти свою дорожку — дорожку к добру. Научить их заботиться о живом. Этой задаче я уделяю много внимания посредством чтения книг о животных.
Рассмотрим сказки о животных. В сказках о животных повествуется, о встречах диких животных и домашних, о дружбе зверей, взаимовыручке, о взаимоотношениях животных и человека. Они разговаривают, как люди, занимаются такими же делами, как люди, помогают им, имеют человеческие достоинства и недостатки. В сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. Главный персонаж сказок о животных - это хитрая кума Лиса, Лисица Патрикеевна, Лисица - существо льстивое, жадное, хитрое, коварное. Но не всегда сказки о лисе заканчиваются её торжеством. За лесть, хитрость, коварство она часто наказывается. Так, вместо "невесточки", она получает от мужика мешок с собакой, от которой ей здорово достаётся ("За скалочку - гусочку"). В противоположность лисе в сказках обычно выводится волк - глупый, старый, жадный, но не менее лисы. Иногда он действует "лисьим" способом: хитростью: притворным тонким голосом, заставляя козлят отворить ему дверь - и поедает их. Но обычно это наглый сильный насильник. В ряде сказок главным персонажем выступает медведь - Михайло Иваныч, Михаил Потапыч, Мишка. Это неповоротливый, неуклюжий увалень, сластёна, тугодум, зверь, огромной силы, применяющий её обычно глупо. Из других обитателей леса и поля в сказках встречаются - зайчик серенький или беленький, ножки тоненькие, сам лёгонький - тип наивного и безобидного труса. В других сказках встречаются мышь, лягушка, а из птиц - дрозд, дятел, ворона и др. Следующий герой - это петушок, золотой гребешок, часто оказывается в ситуациях, когда его спасают, как в сказке: "Петушок - золотой гребешок" или "Петушок, бобовое зёрнышко". Повествование в сказках о животных, как правило, оживлено юмором: животные ведут себя как люди. Отсюда и возникает множество смешных, комических, забавных ситуаций, не соответствующих природе животных: лиса учит волка ловить рыбу, попадает головой в кадку с тестом, едет на волке и приговаривает: "битый небитого везёт", козёл прыгает волку в пасть, медведь делает себе липовую ногу и т.п. Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия. Построены они на мотиве встрече животных друг с другом или с человеком. Повторяемость этого мотива ведёт к повторению сказочных словесных формул. Так в сказке " Заюшкина избушка", зайчик рассказывает каждому встреченному персонажу, что у него была избушка лубяная, а у лисы ледяная, как лиса попросилась к нему жить, а потом его выгнала. Повторяется и утешение каждого героя: "Не плачь, зайчик, я её выгоню". К таким сказкам можно отнести сказки: "Теремок", "Терем мухи", "Колобок", "Репка" и т.п. В таких сказках однородные эпизоды даются с нарастанием или с ослаблением последующих эпизодов, а заканчиваются эффектной развязкой, представляющей как бы обрыв сюжета на более сильном или слабом звене, а иногда звене иного качества.
Авторы литературно – издательского инновационного проекта «Нравственные посевы» выпустили несколько книжных серий:
«Чтение для души» (детям от 7 до 12 лет). Это сборники интересных и поучительных рассказов о доброте во взаимоотношениях животных и человека (серия включает 20 книг). Книга «Преданность животных своим близким» посвящена семейным чувствам некоторых животных, верности членов семьи и помощи друг другу. Это истории о чувствах животных по отношению к своим родным. Это и верность родителей друг другу, и преданность родителей детям, и забота детей о родителях, а также об отношениях животных и человека.
После прочтения произведения начинаю дискуссию и рассказываю детям, как бы я поступила в ситуации, приведённой в рассказе, подталкивая детей к подражанию взрослым, для которых забота о животных – важная задача. Нужно добиваться появления у детей беспокойства за животных, нетерпимости к плохим поступкам по отношению к ним.
«Учим добрые слова» (детям от 6 до 9 лет). Это сборники стихов для старших дошкольников и младших школьников (серия включает 7 книг), направленные на развитие образного восприятия мира. Эти книги могут научить маленьких ребят верности и дружбе, заботе о своих родных и о животных.
Исследования доказали, что ребёнок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнёзда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Скачать файл