Конспект образовательной деятельности по блоку: "Ознакомление с миром природы" в средней группе.
Занятие проходит в группе: детские стулья расставлены по краю ковра, перед ними стоит мольберт с изображением картин из серии: «Времена года. Зимние месяцы».
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем, друг друга и встанем в круг. Посмотрите направо, улыбнитесь своему товарищу. Теперь улыбнитесь другу слева от вас.
«Доброе утро, лесам и полям» - руки вверх
«Доброе утро», - скажу всем друзья! – руки в стороны
«Доброе утро, родной детский сад!» - хлопают в ладоши
«Видеть друзей своих очень рад!»
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима
- Послушайте рассказ о зиме и найдите в нём ошибку.
«Наступила зима. Птицы собираются улетать в тёплые края. Медведь проснулся в берлоге. В лесу созрели ягоды и грибы. Дети водят хоровод вокруг новогодней ёлки».
- Что неправильно в рассказе?
Дети: Птицы собираются улетать в тёплые края осенью. Медведь просыпается в берлоге весной. В лесу созревают ягоды и грибы летом. А вы сказали, что наступила зима.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали ошибки из моего рассказа. И сегодня мы с вами поговорим о зиме.
- Посмотрите на картины, какое время года на них изображено?
Дети: Зима
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, на картинках изображены разные зимние месяцы. Кто сможет назвать все зимние месяцы?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Правильно, ребята. У каждого месяца свои особенности. Декабрь – это первый месяц зимы. Январь – это середина зимы. Февраль – это последний месяц зимы. Чем они отличаются друг от друга? Посмотрите на картинку и скажите, какие признаки у декабря?
В декабре идёт снег, все катаются с горки, лепят снеговиков, наступает праздник Новый год. В январе у всех новогодние каникулы: у школьников и в детском саду. В феврале дуют ветры, часто бывают метели. Также в феврале мы празднуем День Защитника Отечества.
Ребята, мы с вами выяснили, что сейчас какое время года?
- Зима
- Какой сейчас месяц?
- Декабрь.
- Какое время года было перед зимой?
- Осень.
- Какой месяц закончился?
- Ноябрь.
Воспитатель: Вам нравится зима? Чем она вам нравится?
Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, с горы.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать вместе со мной зимнюю разминку.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Воспитатель: Зимой на улице очень весело: можно кататься с горы, на санках, на лыжах, наступает самый любимый праздник взрослых и детей…
Дети: Новый год!
Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака « Тает месяц молодой».
Тает месяц молодой.
Гаснут звёзды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Как оно называется?
Дети: Тает месяц молодой.
Воспитатель: Кто написал это стихотворение?
- Маршак.
- Как автор говорит про месяц в стихотворении?
- Месяц молодой.
Воспитатель выясняет у детей, почему месяц назван в стихотворении «молодым»?
- Ребята, как вы понимаете , что месяц тает?
- Ночь заканчивается, месяц уходит на покой, становится всё менее заметен на небе.
- Когда же это происходит?
- Утром, на рассвете.
- А как гаснут звёзды? Гаснут звёзды чередой. Значит по очереди, друг за другом.
Воспитатель: Что появляется на небе после ухода месяца и звёзд?
Дети: Солнце красное.
Воспитатель: Откуда оно появляется?
Дети: Из ворот.
Воспитатель: Что это за ворота такие? Их даже не открыли, а распахнули.
Кого ведёт солнце за руку?
Дети: Новый день и Новый год.
Воспитатель объясняет, почему у солнца такой торжественный выход и ворота не само солнце открыла, а их распахнули перед ним. («Этот новый день – начало Нового года».)
Воспитатель: Ребята, теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я говорю вам предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте за мной тихо, как эхо.
Дети повторяют за воспитателем строки из стихотворения.
- А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко.
- Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первое четверостишие надо читать негромко, неторопясь. Читает первые строки
- Во втором и третьем четверостишии оно весёлое, радостное, торжественное. Поэтому и читать эти строки нужно громко, радостно.
- Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить.
Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение по очереди, построчно.
- Молодцы, многие из вас уже запомнили стихотворение. Может быть кто-то сможет выйти и рассказать нам всё стихотворение?
Дети выходят, читают стихотворение.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- О зиме.
- Как называется стихотворение, которое мы заучивали? Кто его написал?
- «Тает месяц молодой», написал С.Я. Маршак.
Воспитатель: О зиме поэты сочиняют стихи, художники пишут картины, а композиторы сочиняют музыку. Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Зима. Декабрь» из цикла «Времена года».
Предлагаю вам закрыть глаза, прислушаться и представить себе новогодние картины, о которых вы потом расскажите.
Дети прослушивают музыкальную композицию.
Воспитатель: Понравилась вам музыка? Кто написал её и как называется это музыкальное произведение? Какой композитор?
- «Зима. Декабрь». Написал П.И. Чайковский.
- Какая эта мелодия по характеру? Медленная и быстрая, лёгкая, ласковая, нежная.
- Что вы себе представили, когда слушали мелодию?
- Мы представили, что мы снежинки и кружимся, летим по воздуху.
- Правильно, ребята, эта чувственная мелодия похожа на головокружительный полёт снежинок.
Сегодня мы с вами все запомнили стихотворение, вспомнили о зимних месяцах, поиграли, послушали чудесную музыку… А теперь я предлагаю вам всем пройти за столы и нарисовать зимнюю картинку такую, какую вы хотите.